Housing policy
The Minstroy of Russia functions include development and implementation of state policy and normative legal regulation in the field of housing policy, including development of housing construction in the Russian Federation.

Программа в цифрах
70 | субъектов РФ вступили в программу и подписали трехсторонние соглашения |
19,518 | млн. кв. м жилья заявленный объем ввода в эксплуатацию жилья эконом-класса, согласно подписанным соглашениям |
62 | субъектов РФ провели отбор земельных участков, застройщиков и проектов жилищного строительства |
317,5 | тыс. кв. м жилья – введено в эксплуатацию на территории 21 субъекта Российской Федерации |
* | информация по состоянию на 14.07.2016 г. |
- Республика Дагестан
- Республика Ингушетия
- Кабардино-Балкарская Республика
- Карачаево-Черкеская Республика
- Республика Северная Осетия - Алания
- Чеченская Республика
Основные условия реализации программы:
- до конца 2017 года планируется построить 25 млн. кв. метров жилья экономического класса по цене до 35 тысяч рублей за 1 кв. метр, но не более 80% от рыночной цены;
- в целях снижения стоимости 1 кв. метра разработан механизм выкупа инженерной инфраструктуры у застройщика за счет выпуска облигаций с залоговым обеспечением, что позволит компенсировать застройщику до 4 тысяч рублей за 1 кв. метр жилья;
Категории граждан, имеющие право участвовать в программе*:
- граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на одного совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающую максимального размера не более 18 кв. метров в расчете на одного человека;
- граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- семьи, имеющие двух и более несовершеннолетних детей и являющихся получателями материнского (семейного) капитала;
- семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
- ветераны боевых действий;
- отдельные категории граждан, совокупные доходы которых совместно с проживающими с ними членами их семей составляют в среднем 45 тысяч рублей, что позволит им приобрести жилье с помощью ипотечного кредита (займа), средств материнского (семейного) капитала и (или) иных форм государственной, муниципальной поддержки.
*Общий перечень категорий граждан устанавливается Правительством
Российской Федерации, субъекты устанавливают конкретные критерии и
приоритетные категории граждан.
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица
Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица
Граждане, признанные установленным порядком вынужденными переселенцами
Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан «Молодые ученые»
Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Ветераны Великой Отечественной войны
Инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий
Подробнее...Начиная с 2004 года объем ипотечного
жилищного кредитования постоянно увеличивался. В 2014 году в Российской
Федерации было выдано более
1 млн. ипотечных кредитов на общую сумму 1,7 трлн. руб. (прирост по сравнению с
2013 годом составил 30,8%). Средняя ставка ипотечного жилищного кредитования в
2014 году составила - 12,45%.
По данным Банка России в 2015 году в
Российской Федерации было выдано 699,419 тыс. ипотечных кредита на общую сумму
1157,76 млрд. рублей
(на 30,9 % ниже аналогичного показателя 2014 года в количественном и на 34 %
ниже в денежном выражении). Средняя ставка ипотечного жилищного кредитования в
2015 году составила – 13,35%.
13 марта 2015 года Правительством Российской
Федерации постановлением № 220 утверждены Правила предоставления субсидий
российским кредитным организациям и Агентству по ипотечному жилищному
кредитованию
на возмещение выпадающих доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам».
Программа специального ипотечного
кредитования предусматривает выдачу гражданам ипотечных кредитов по ставке не
выше 12% годовых в рублях
на приобретение строящегося жилья по договорам участия в долевом строительстве
или завершенного строительством жилья по договорам купли-продажи. Причем,
ставка в 12% будет действовать весь срок кредита. Согласно условиям программы,
ипотечные кредиты по льготной ставке можно взять только на приобретение жилья
на первичном рынке.
Всего по состоянию на 1 июня 2016 года в рамках программы субсидирования было выдано 334,21 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 597,874 млрд рублей. Из федерального бюджета для субсидирования данной программы потребовалось выделение 3,3 млрд. рублей. В программе субсидирования принимают участие 50 российских банков и акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Срок реализации программы продлен до конца 2016 года.
20 апреля 2015 г. Правительством Российской Федерации постановлением № 373 утверждены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – Программа).
В Программе помощи заемщикам участвуют 82 банка и некредитных организаций.
Размер доступного остатка средств, направленных на реализацию Программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, по состоянию на 01 июня 2016г. составляет 4 408 772 тыс. руб.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежемесячного проводит оперативный мониторинг ситуации в жилищной сфере на территории субъектов Российской Федерации. С 2010 года в Российской Федерации наблюдалась положительная динамика по объему ввода жилья. В 2015 году этот показатель достиг рекордного уровня - 85,35 млн. кв. метров, что на 1,4 % выше аналогичного показателя 2014 года (84,19 млн. кв. м). Также в 2015 году увеличился на 20,8 % объем ввода жилья эконом-класса и составил 37,1 млн. кв. метров (в 2014 году- 30,7 млн. кв. метров). За тот же период выдано разрешений на строительство 112 млн. кв. метров жилья, что на 7,8 % больше 2014 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» 21 июля 2014 г. был принят Федеральный закон N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Закон, разработанный при участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, предусматривает возможность строительства наемных домов субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и частными застройщиками. Частные застройщики, которые предложат на аукционах более низкий размер арендной платы за наем жилых помещений в таких домах, получат земельные участки в аренду без торгов по цене земельного налога. Вместе с тем, документ предусматривает и дополнительную поддержку застройщикам, например, в виде обеспечения участков инженерной инфраструктурой.
Закон также устанавливает, что не менее 50% от общего количества жилых помещений наемного дома должны предоставляться по договорам социального найма, а остальные жилые помещения - на рыночных условиях.
Подробнее...Утверждены единые для всех субъектов Российской Федерации правила ведения реестров граждан, участвующих в долевом строительстве, чьи права были нарушены, а также критерии отнесения граждан к числу пострадавших.
Минстроем России даны поручения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять формирование и ведение реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также представлять ежемесячные отчеты в соответствии с унифицированной формой, также осуществляется работа по утверждению планов-графиков проведения мероприятий по решению проблем пострадавших граждан и определению объемов и источников финансирования указанных мероприятий.
В настоящее время Минстроем России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по дополнительной инвентаризации «проблемных» объектов (в соответствии с критериями указанного приказа Минрегиона России) с целью утверждения планов-графиков проведения мероприятий по решению проблем пострадавших граждан и определения объемов и источников финансирования указанных мероприятий.
Подробнее...