Александр Альбертович, как изменилось законодательство за прошедший год?

Во-первых, в апреле 2014 года в целях снижения административных барьеров в строительстве принят федеральный закон, который наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению исчерпывающих перечней процедур в различных сферах строительства. Этим федеральный законом внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. И такой перечень процедур в сфере жилищного строительства в течение нескольких дней с момента его принятия был утвержден Правительством Российской Федерации. В настоящее время готовятся предложения по сокращению избыточных и дублирующих процедур в таком перечне.

Минстрою совместно с депутатами Государственной думы также удалось активизировать работу над «залежавшимися» законопроектами. В результате к настоящему времени вступил в силу федеральный закон, направленный на создание условий для формирования рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда. Этот закон создает условия для решения жилищных проблем граждан, имеющих невысокий уровень дохода, а также для повышения мобильности трудовых ресурсов.

Также в весеннюю сессию 2014 года принят федеральный закон, предусматривающий закрепление новых механизмов предоставления застройщикам земельных участков для строительства жилья экономического класса с условием реализации такого жилья по фиксированным ценам. Его принятие позволит увеличить объем строительства жилья экономического класса, а также будет способствовать улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан.

Все перечисленные законодательные инициативы направлены, в том числе на реализацию 600-го Указа президента Российской Федерации, который содержит комплекс поручений Правительству Российской Федерации по созданию возможностей для улучшения жилищных условий граждан.

В Минстрое России именно вы курируете тему улучшения жилищных условий граждан. Что удалось сделать за год?

В апреле постановлением Правительства РФ утверждена новая редакция государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Эта госпрограмма направлена на создание условий для повышения доступности жилья для граждан. Она содержит целый комплекс мероприятий, реализация которых позволит улучшить жилищные условия различных категорий граждан. Речь идет в том числе о ветеранах Великой Отечественной войны, людях с ограниченными физическими возможностями, о многодетных семьях, работниках бюджетных учреждений. В госпрограмме также заложены механизмы, позволяющие сделать ипотеку доступной, а также направленные на увеличение строительства жилья, в первую очередь относящегося к жилью экономического класса.

В состав государственной программы в соответствии с поручением президента включена программа «Жилье для российской семьи». Правительством утверждены основные условия и меры по ее реализации, а также критерии и требования отбора земельных участков, застройщиков и проектов жилищного строительства. Основной задачей программы «Жилье для российской семьи» является увеличение объемов ввода жилья экономического класса и снижение цен на такое жилье. Программой предусмотрено строительство до конца 2017 года 25 млн квадратных метров жилья экономического класса, которое будет продано установленным категориям граждан по цене до 30 тысяч рублей за 1 кв. метр. Право приобретать жилье по таким ценам имеют категории граждан, которые должны быть определены регионами из перечня, установленного на федеральном уровне. В результате такое жилье экономического класса смогут приобрести не менее 460 тыс. российских семей.

Механизм реализации программы предполагает оказание поддержки застройщикам в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой в размере до 4 тысяч рублей на 1 кв. метр общей площади жилья экономического класса. Построенная инженерная инфраструктура будет выкупаться с участием ОАО «АИЖК» за счет средств, привлеченных путем выпуска облигаций с залоговым обеспечением. С целью реализации этой программы Минстроем России в ноябре 2014 года подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий создание условий для приобретения саморегулируемыми организациями в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий облигаций, выпущенных для финансирования Программы с участием ОАО «АИЖК». Источником финансирования программы в этом случае будут являться компенсационные фонды СРО.

Хотелось бы отдельно остановиться на программе «Жилье для российской семьи». Как идет реализация этой программы?

В соответствии с приказом Минстроя России участниками этой программы пока являются 65 регионов с общим объемом ввода жилья экономического класса в размере 19,4 млн кв. метров. Но подготовка предложений об участии в программе субъектами Российской Федерации еще продолжается. Перечень регионов, включенных в Программу, Минстроем Росси не закрыт.

Многие регионы – участники программы уже приняли необходимые нормативные правовые акты, провели конкурсы по отбору проектов и застройщиков. В таких регионах начиналась реализация отобранных проектов жилищного строительства. Среди регионов-лидеров – Краснодарский край и республика Татарстан. Отдельные субъекты Российской Федерации еще только включаются в работу. Со стороны Минстроя России мы постоянно проводим селекторные совещания со всеми региональными руководителями, разъясняем механизмы и условия реализации программы, осуществляем мониторинг реализации программы.

Для улучшения жилищных условий граждане, как правило, берут ипотечные кредиты. Что сегодня происходит на ипотечном рынке? Что Минстрой реализует для развития ипотечного жилищного кредитования в России?

8 ноября 2014 года Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования до 2020 года. Стратегия содержит комплекс мер и показателей, направленных на создание доступных условий ипотечного кредитования граждан.

В соответствии с этой Стратегией количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов будет ежегодно увеличиваться и к 2017 году составит 921 тыс. ипотечных кредитов в год, а в 2020 – превысит 1 млн ипотечных кредитов в год.

По данным Центрального банка Российской Федерации, в Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2014 года уже выдано более 618 тысяч ипотечных кредитов, что превышает в 1,28 раза показатель аналогичного периода 2013 года. И это при том, что в 2013 году было выдано 825 тыс. ипотечных кредитов, что свидетельствует о досрочном выполнении показателя 600-го Указа президента Российской Федерации.

Минстроем России совместно с ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» разрабатываются специальные условия льготного ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан, которым сегодня не доступна рыночная ипотека.

Какие задачи в сфере жилищной политики Минстрой России ставит на конец 2014–2015 гг. и над какими нормативными правовыми актами планирует работать?

В числе основных задач, которые мы ставим на этот и последующие три года, – реализация программы «Жилье для российской семьи» и создание в регионах и городах условий для начала формирования наемного жилищного фонда.

Если же говорить о новых законопроектах, то одной из первоочередных задач для нас является разработка законопроектов, направленных на совершенствование регулирования деятельности жилищно-строительных кооперативов, в том числе создаваемых при поддержке органов государственной власти или местного самоуправления. Законопроектом будут предусмотрены льготные условия предоставления таким кооперативам земельных участков для жилищного строительства.

Минстроем России также уже начата разработка законопроекта, направленного на решение проблем, связанных с так называемыми «апартаментами» и иными формами продажи гражданам помещений в нежилых зданиях. Законопроект будет способствовать созданию правовых основ проектирования, строительства и эксплуатации нежилых зданий, помещения в которых используются для постоянного или временного проживания граждан, в целях снижения социально-экономических и градостроительных рисков.

Кроме того, планируется разработать законопроект, предусматривающий реорганизацию территорий промышленных и иных зон, которые используются неэффективно и не в соответствии с градостроительным регламентом. Одной из основных проблем сегодняшнего градостроительного развития является невозможность по действующему законодательству эффективной реорганизации таких территорий. Этот законопроект позволит региональным и местным властям принимать решения о реорганизации таких территорий.

Мы сегодня также разрабатываем предложения о возможности создания единого института рынка жилья и жилищно-коммунального хозяйства в целях создания условий для привлечения кредитных средств в жилищное строительство, строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, капитальный ремонт многоквартирных домов. Такой единый институт развития может быть создан на базе существующих государственных институтов развития в жилищной сфере. Это создаст условия для развития рынка жилья как со стороны предложения, так и со стороны спроса.

Кроме того, необходимо завершить принятие законопроектов, которые разработаны с участием Минстроя России и сегодня находятся на рассмотрении в Государственной думе. Это, в том числе, законопроект, направленный на улучшение жилищных условий многодетных семей через предоставление мер государственной поддержки за счет средств региональных бюджетов. Этот законопроект пока еще принят только в первом чтении.

Во втором чтении Государственной думой принят разработанный Минстроем России законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства». Этим законопроектом предлагается привести порядок определения начальной цены аукционов, проводимых Фондом РЖС по предоставлению земельных участков для строительства жилья экономического класса, в соответствие с условиями реализации программы «Жилье для российской семьи». Принятие этого законопроекта позволит Фонду РЖС осуществлять строительство жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Интернет-журнал «Российский строительный комплекс»