Уважаемые коллеги!

На основании существующих норм в целях обеспечения соблюдения требований к качеству строящегося жилья для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию до 1 января 2012 г., Минстроем России с участием государственной корпорации – Фонда ЖКХ - в 2014 году был реализован ряд организационных решений, направленных на обеспечение качества строительства и усиление контроля, в том числе при осуществлении строительства малоэтажного жилья в целях реализации программ переселения.

В частности, в целях повышения качества, контроля и снижения рисков нарушения обязательств со стороны подрядчиков и поставщиков в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилья Фондом ЖКХ по согласованию с Минстроем России утверждены типовые формы государственных контрактов, гражданско-правовых договоров и методические рекомендации по их заключению. Типовые формы подготовлены на основании анализа договорной практики, сформированной в субъектах Российской Федерации в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья, с учетом положений законодательства и предусматривают необходимость:

обеспечения лицом, осуществляющим строительство жилья, соответствия производимых работ условиям контракта, требованиям проектной документации и технических регламентов;

комиссионной приемки вводимого в эксплуатацию или приобретаемого готового объекта жилищного строительства с привлечением представителей органов государственного строительного надзора, государственного жилищного надзора, общественности и т.д.

Кроме того, в настоящее время Минстрой России разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», предусматривающий установление ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов, осуществляющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах или строительство таких домов для граждан, переселяемых из аварийного жилья, а также строительство жилых помещений для иных целей в рамках государственных или муниципальных программ, в том числе за несоблюдение сроков таких работ и их некачественное исполнение.

Вместе с тем, Минстрой России отмечает наличие отдельных недостатков в действующей системе нормативного регулирования вопросов строительства малоэтажного жилья, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов качества при строительстве.

К таким проблемным вопросам можно отнести следующие:

- Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» не предусмотрена выдача свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицам, осуществляющим проектирование и строительство малоэтажных жилых домов;

- невозможность осуществления государственного строительного надзора при выполнении работ по строительству малоэтажного жилья, в связи с тем что законодательством Российской Федерации не установлена обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объектам малоэтажного строительства, а государственный строительный надзор в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 применяется именно к таким объектам;

- отсутствие возможности при размещении государственных и муниципальных заказов на строительство жилых домов предъявлять к участникам закупок требования о наличии опыта, деловой репутации, необходимых финансовых, материальных ресурсов;

- слабый механизм привлечения к ответственности саморегулируемых организаций в случае причинения ущерба действиями их членов (реального возмещения ущерба не происходит).

В целях урегулирования данных вопросов, Минстрой России с учетом позиции Фонда ЖКХ считает целесообразным реализацию следующих решений:

- распространить требование о необходимости наличия свидетельств о допуске, выдаваемых саморегулируемыми организациями, на случаи выполнения работ по проектированию и строительству домов малоэтажной застройки (за исключением случаев осуществления индивидуального строительства);

- предусмотреть установление субсидиарной ответственности СРО по обязательствам своих членов, возникшим вследствие ненадлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов на осуществление инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выявления несоответствия разработанной проектной документации установленным требованиям, а не только вследствие причинения вреда.