Минстрой планирует установить прозрачную систему платежей в ЖКХ и максимально устранить человеческий фактор из финансовых потоков этого сектора. Вот что рассказал «Эксперту» Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ, курирующий жилищно-коммунальный комплекс: «Сейчас мы движемся в трех направлениях. Первое: будет ужесточена ответственность за неплатежи для всех участников рынка: конечного потребителя, управляющей компании, ресурсоснабжающей организации, которая, например, покупает газ для выработки тепловой энергии. Второе: мы введем обязанность использовать специальные номинальные счета для платежа за ЖКХ. Управляющая компания не сможет оперировать своими средствами до тех пор, пока не будут перечислены деньги тем ресурсоснабжающим организациям, которые значатся в квитанции. Третье: сейчас на финальной стадии обсуждения законопроект, который вводит возможность выбора для ресурсоснабжающих организаций. Они могут собирать деньги с потребителей сами, нанять управляющую компанию или расчетно-кассовый центр».

Минстрой также планирует внедрять государственную информационную систему — ГИС ЖКХ. Здесь будут формироваться официальные платежные документы, а порядок начислений будет прозрачным. Если УК или ресурсоснабжающие организации не разместят в ГИС ЖКХ необходимую информацию, граждане смогут не оплачивать их услуги.

Наконец, практика расчетно-кассовых центров, уже действующих в некоторых муниципалитетах, будет распространена на всю страну на уровне федерального законодательства.

Анапский прецедент

По оценке Фонда содействия реформированию ЖКХ, более 40% УК страны уже находятся в дефолтном или преддефолтном состоянии. Проблема в том, что сегодня УК собирают платежи граждан и передают их ресурсникам. С учетом того что собираемость платежей просто не может быть стопроцентной (всегда есть 2–5%, которые не платят), добросовестным УК невыгодно вести бизнес, так как они должны закрывать эти неплатежи. Зато недобросовестным в условиях крайней непрозрачности финансовых потоков в ЖКХ и отсутствия четких критериев ответственности у всей цепочки участников рынка есть где разгуляться. Эксперты уже давно говорят, что с УК надо снять функцию ответственного за сбор платежей, принципиально изменив всю схему движения денег от потребителей к ресурсникам. В некоторых регионах попытались решить проблему, внедрив системы автоматизации по «единой квитанции», блокирующие недобросовестные действия управляющих компаний и платежных агентов. В качестве примера можно рассмотреть опыт Анапы, расчетно-кассовый центр которой, РКЦ «Анапа», в 2010 году разработал и ввел в эксплуатацию единую квитанцию на базе автоматизированного программно-аппаратного комплекса. Участие человека в распределении поступивших от потребителей средств при использовании такой системы сведено к минимуму. Жители оплачивают квитанцию, деньги поступают на счет и автоматически отправляются по месту назначения — поставщикам услуг. РКЦ физически не имеет возможности распоряжаться своими средствами до тех пор, пока не будут перечислены деньги ресурсоснабжающим организациям, которые значатся в квитанции. При этом жители города и предприятия-потребители получили возможность управлять всеми своими коммунальными услугами и оплачивать их из личного кабинета на сайте или с мобильного телефона. Подать жалобу или заявление тоже можно на сайте: текст идентифицируется и отправляется в городскую администрацию или непосредственно руководителю компании — поставщика услуги. При этом практически полностью исключается возможность злоупотреблений — со стороны как управляющих компаний, так и чиновников администрации, которые в России часто открывают «карманные» УК для стабильного заработка по коррупционным схемам. «Нет никакой проблемы неплатежей, по крайней мере в сколько-нибудь массовом масштабе, — говорит директор РКЦ “Анапа” Юлия Сафонова. — Это миф, который придумывают люди, не желающие работать на результат, либо те, кто пытается нажиться на ЖКХ. Нужно создать людям нормальные удобные условия, наглядно показать, что тут все честно, прозрачно».

С момента внедрения «единой квитанции» собираемость платежей в РКЦ «Анапа» не опускается ниже 98%, а по некоторым кварталам достигала 116%. Последняя цифра объясняется просто: в эту расчетную систему ресурсные предприятия пришли с огромной дебиторской задолженностью, которую пришлось покрывать за счет будущих платежей. Генеральный директор анапского ОАО «Теплоэнерго» Олег Мардиросян приводит в доказательство годовые отчеты компании, из которых видно, как оставшиеся вне единой квитанции управляющие компании наращивают свои долги. При этом РКЦ «Анапа» предоплатой ограждает поставщика тепла от необходимости брать дорогие кредиты в банках (сейчас минимум 17% годовых). С момента включения в единую квитанцию дебиторская задолженность «Теплоэнерго» сократилась более чем вдвое.

Опыт расчетного центра Анапы замечен в Краснодаре: в этом году разрабатывается уже краевая программа внедрения единой квитанции. Подобные инициативные решения мы обнаружили и в нескольких муниципальных образованиях Татарстана и Ямало-Ненецкого автономного округа. В некоторых городах единая квитанция существует как удобная функция для населения (в один счет кроме традиционных услуг включается еще и электроэнергия), но без четкой транзакционной привязки по вектору поступление—распределение в автоматическом режиме, то есть не блокируя пресловутый человеческий фактор и не обеспечивая прозрачность платежей.        

«Эксперт Online»