— Леонид Оскарович, расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях работы Министерства в 2014 году в сфере строительства.

— Строительство в экономике любой страны является локомотивной и объединяющей отраслью, при этом одной из самых сложных и вызывающей много вопросов. Основные направления нашей деятельности – они понятны и постоянны, но надо понимать, что Министерство само не строит. Мы не строительный трест и не стройплощадка. Это орган, который должен осуществлять политику — создавать «правила игры», которые позволят наиболее рационально и системно использовать бюджетные инвестиции, представлять интересы всех участников строительного рынка, идти в ногу с современными инновационными процессами.

Кроме того, так называемые «правила игры» помогают взаимодействовать между собой всем министерствам и ведомствам в части реализации государственных программ. Развитие любой сферы деятельности, будь то образование или машиностроение, подразумевает модернизацию, реконструкцию, строительство и т.д. Вот почему Министерство строительства и ЖКХ можно назвать межотраслевым, да и саму строительную отрасль — объединяющей. И это определяет востребованность Минстроя. Его создание в ноябре прошлого года, точнее его воссоздание, соответствует требованиям сегодняшнего дня и тем глобальным задачам, которые были поставлены Президентом и Правительством Российской Федерации.

— Вы упомянули, что Минстрой, в том числе, проводит политику по поддержке современных инновационных процессов. На Ваш взгляд, что сдерживает широкое применение передовых технологий и материалов в строительстве?

— Термин «инновация» широко используется в последнее время, но с ним нужно быть аккуратнее, это не вещь в себе. Стоимость строительства с использованием современных материалов и приборов выходит гораздо дороже, но если рассматривать этот процесс на протяжении более длительного промежутка времени, то, конечно, экономятся человеческие энергоресурсы за счет сокращения расходов по обслуживанию данного сооружения. Но это должны понимать как инвесторы, так и заказчики.

К примеру, не так давно в Можайске построили один из лучших в мире автоматизированных заводов по производству материалов для строительства панельных домов. На начальном этапе в него были вложены значительные средства, и существуют определенные риски с их возвратом. Для того чтобы возместить потраченные деньги, должен быть спрос на произведенную продукцию, и ее стоимость должна быть конкурентоспособна на рынке.

То же самое можно сказать и в отношении жилой недвижимости. Человеку, который приобретает «энергоэффективный» дом, необходимо понимать, что изначально потратив больше, он в дальнейшем будет меньше платить по тарифам. Если же застройщик компенсирует применение инноваций, то с его стороны должна следовать инициатива по уменьшению своей прибыли при постройке данного жилья, но с возможностью дополнительно заработать при его эксплуатации. Но это вопрос не одного дня, а у нас, к сожалению, не многие задумываются о том, что будет через 10 лет. Без четкой координации между принятыми законами и действиями со стороны населения ничего не достигнуть.

Значительную роль играет и деформированность регионов по темпам экономического роста — то, что в Москве хорошо, не может быть применено, например, в регионе где-то далеко за Уралом. Никто не будет отрицать, что это хорошая идея, но именно там использование данной технологии будет неоправданно дорого. Повсеместно внедрять инновации можно только тогда, когда получится относительно сбалансировать экономику. Почему сейчас поднимается вопрос о точках роста и обсуждается строительство газопровода в Китай? Это же не просто газ, это и развитие всего региона, включая его инфраструктуру. Только по мере развития самих регионов будут подтягиваться инновации, – все взаимосвязано.

Демонстрирует данный факт и статистика установленных приборов учета расхода воды и тепла, тоже своего рода инновационная технология. Но вы понимаете, что в России существует проблема большого количества ветхого и аварийного жилья, и встретить положительную реакцию по установке приборов за счет самих жителей практически невозможно.

Безусловно, принятая программа по расселению россиян из аварийного жилого фонда будет выполнена. Но она касается только домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. А жилье имеет тенденцию и дальше разрушаться — граница между ветхими и аварийными сооружениями весьма размытая. Сегодня ветхое, завтра — аварийное. И этой проблемой необходимо заниматься очень плотно.

— По Вашему мнению, как можно решить данную проблему? И в целом, при каких условиях получится сделать жилье в России доступным для населения?

— Поверьте, ситуация, когда все будут жить счастливо, и у каждого для этого появится достаточно квадратных метров, зависит не только от государства. Со своей стороны, правительство стремится обеспечить минимальную, не спекулятивную стоимость недвижимости на рынке, реализует федеральные программы, в том числе «Жилье для российской семьи». Но чтобы все стали собственниками, могу сказать, – такого не будет никогда. Да, жилищное строительство растет, оно и будет расти, но невозможно постоянно застраивать одни и те же территории. Настораживает и сегодняшнее увеличение ипотечного кредитования. Конечно, хорошо, что люди идут на ипотеку: это говорит о том, что государство становится экономически более зрелым, люди способны брать кредиты. Вопрос только, насколько они способны будут его отдавать.

Выход из данной проблемы мы видим, в том числе, и за счет строительства арендного жилья и его увеличения на рынке недвижимости.Это отдельный большой сегмент, который необходимо развивать, обеспечивать необходимой инфраструктурой и делать доступной для молодой семьи. Значительный процент населения обязательно должен проживать в арендуемом жилье с развитой в этом районе инфраструктурой. Сегодня, когда этот вопрос только начинает прорабатываться, я не могу назвать точной цифры, но среди нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в возрасте от 25 до 45 лет, хотелось бы, чтобы услугами арендного жилья могли воспользоваться 30-40%. Мы склоняемся в сторону арендного жилья, исходя из опыта европейских стран. Молодая семья на начальном этапе формируется, люди занимаются карьерным ростом, учатся, заводят детей. Кстати говоря, лучше потратить больше денег на ребенка, чем отдавать за жилье. А когда уже детей поднял, можно думать о собственной квартире.

— Реализация данного проекта зависит не только от правительства и населения, но и от строительных организаций. Как Министерство сегодня работает с саморегулируемыми организациями и их Национальными объединениями строительной сферы?

— Скажу честно, это очень сложная работа. Мы взаимодействуем с саморегулируемыми организациями постоянно, у нас хорошие, добрые отношения с национальными объединениями. Между тем, при введении системы саморегулирования в строительстве в нее закладывалась совершенно иная идея. На сегодняшний день, к сожалению, система не дала того эффекта, который ожидался. В результате получилась «биржа по выдаче допусков».

И сами организации знают, что им надо очень серьезно «чиститься» и модернизироваться, больше заниматься разработкой и совершенствованием нормативно-правовой базы в строительстве. Именно сами организации должны «чистить» свои ряды, это не функция Министерства. Менять надо и законодательство в отношении ответственности за каждого участника СРО в части исполнения обязательств по контрактам. Никакой документ не заменит прямой ответственности и банковских гарантий: если какая-то организация за что-то берется, ее владельцы должны отвечать всем – деньгами, имуществом. От выданной бумажки, если ответственности нет, ничего не зависит. Компания должна дорожить своим имиджем и отвечать за качество выполненных работ.

На мой взгляд, чтобы избавить рынок от существующего на нем большого количества недобросовестных строительных организаций, система саморегулирования должна перейти на новый уровень. Любая солидная компания не может участвовать в тендере на миллиард на равных условиях с компанией, не способной отвечать ни за что, но имеющей допуск. А потом начинаются перепродажи контрактов, срывы сроков и т.д. От этого необходимо избавляться, и мы сейчас очень серьезно занимаемся этим совместно с НОСТРОЙ. Еще раз повторю, я не противник системы саморегулирования, но сложившаяся ситуация мешает работать отрасли, и ее необходимо менять.

В строительстве накопилось достаточно проблем, связанных не только с саморегулированием, все-таки отраслевого Министерства не существовало долгие годы. Но проблемы необходимо решать, и не забывать об огромном количестве текущих и экстренных вопросов, среди которых – введение в эксплуатацию огромного количества жилья на Дальнем Востоке до 30 сентября этого года, подготовка объектов к Чемпионату мира по футболу в 2018 году и многие другие. 


Источник: журнал «Балтийский Горизонт»