Минстрой России разработал принципиально новый подход к ценообразованию в строительстве, который реализуется в настоящий момент в соответствии с «дорожной картой», утвержденной Правительством РФ.

Основой нового принципа ценообразования является отказ от участия коммерческих структур в вопросах ценообразования и переход к государственному заданию по формированию исчерпывающей базы сметных нормативов строительных материалов и стоимости услуг машин и механизмов. Госзадание обеспечит эффективное выполнение задач и прозрачный контроль за актуализацией и достоверностью сметных нормативов. В общей сложности на финансирование госзадания по техническому регулированию и ценообразованию в области строительства направлено 5,5 млрд руб. Госзадание по ценообразованию для Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФЦЦС) на 2015 год уже сформировано и предусматривает разработку 18750 прогнозных индексов изменения стоимости строительства, проведение 2700 экспертиз проектов сметных нормативов, а также подготовку ряда нормативных актов.

К 2017 году планируется создать Единую информационную систему данных, включающую в себя федеральный реестр сметных нормативов, а также информацию о стоимости основных материалов и ресурсов по территориям субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Правительством Российской Федерации принято постановление №767, согласно которому индивидуальные сметные нормативы, предназначенные для строительства конкретного объекта, могут разрабатываться и применяться только по решению Правительства РФ.

Справедливость и своевременность действий Минстроя  России в сфере ценообразования также подтверждают выводы Федеральной антимонопольной службы, которая  провела разбирательство и выявила существовавшие с 2008 года проблемы ценообразования в сфере строительства, когда функцию по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства осуществляло Министерство регионального развития Российской Федерации. В 2010 году ФАС рассматривала дело, по результатам которого Минрегиону России было выдано предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства, однако, согласно материалам, можно судить о том, что Минрегион России не исполнил это  предписание.

После своего создания Минстрой России провел ряд проверок деятельности ФАУ ФЦЦС, которые показали неэффективность и непрозрачность схемы ценообразования, работавшей в ФЦЦС на протяжении последних лет. Было выявлено, что при формировании основных факторов цены на строительство необоснованно привлекались коммерческие организации, объективность оценок которых вызвала серьезные вопросы в Минстрое России. Директор ФЦЦС, занимавший эту должность на протяжении 11 лет, был уволен. Позже итоги проверок Минстроя России совпали с выводами Счетной палаты и ФАС, которая в августе 2015 года признала Минрегион России, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), занимавшиеся вопросами ценообразования в строительстве до создания Минстроя России, а также ФАУ «Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС»), ООО «Госстройсмета», некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (НО «НАСИ»), ООО «Стройинформиздат» и ООО «Госнорматив» нарушившими статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Статья запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти и организациями, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Минстрой России, как орган, который сейчас осуществляет функцию по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования при проектировании и строительстве с ноября 2013 года, с учетом предписания ФАС, продолжит реализацию «дорожной карты» по созданию новой системы ценообразования, утвержденной Правительством РФ.