В своем выступлении замминистра отметила, что за время, прошедшее с момента принятия, Кодекс претерпел значительные изменения – он адаптировался к современным реалиям.

Замминистра обратила особое внимание на три главы Кодекса, посвященные таким видам градостроительной деятельности, как территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории, которые являются неотъемлемыми инструментами обеспечения устойчивого развития территорий.

«На практике, не в каждом муниципальном образовании утверждены и действуют документы градостроительного зонирования, предусмотренные Кодексом, – отметила Наталья Антипина. – Минстроем России проведен мониторинг в части выполнения регионами сводных планов-графиков подготовки правил землепользования и застройки. В соответствии с полученной от 83 регионов информацией, на 1 февраля 2015 года из 20781 муниципального образования правила землепользования и застройки утверждены в 17509 (84,25%)».

 По ее мнению, положения Кодекса, регламентирующие необходимость ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на муниципальном уровне, требуют реформирования. Требуется изменить и сам подход к ведению данных информационных систем.

Замминистра Наталья Антипина рассказала, что Минстроем России разрабатываются законопроекты, предусматривающие внесение изменений в Кодекс в части установления ответственности СРО за деятельность своих членов, осуществляющих работы по капремонту в многоквартирных домах или строительству таких домов для граждан, переселяемых из аварийного жилфонда. Законопроект предусматривает наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к размещению и инвестированию средств компенсационных фондов СРО. Кроме того, законопроектом предусматривается, что Правительством РФ могут быть установлены случаи, когда средства компенсационных фондов подлежат передаче в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям.

Не менее важная задача сегодня стоит по совершенствованию законодательства, направленного на ограничение приобретения права собственности на объекты, возведенные с нарушением градостроительных требований. Как отметила Наталья Антипина, проблема самовольного строительства в некоторых регионах носит в настоящее время пугающие масштабы. Распространяется практика признания права собственности на самовольные постройки в судебном порядке, фактически направленная на обход требований градостроительного законодательства.

Также готовится пакет законопроектов, направленных на дальнейшее совершенствование градостроительных норм: повышение требований, предъявляемых к аттестации физических лиц, и требований, предъявляемых к аккредитации экспертных организаций на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий; повышение информационной открытости деятельности аккредитованных экспертных организаций; введение ответственности экспертов за выдачу положительного заключения при несоответствии проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов; установление отдельных видов подготовительных работ, которые могут выполняться до получения разрешения на строительство, что позволит существенно сократить средние сроки начала строительства, создать условия для повышения предпринимательской активности в сфере строительства.