Оценка состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, проводимая Агентством стратегических инициатив в рамках Национального рейтинга, дает возможность федеральным органам власти получить объективную картину эффективности реализации государственной политики в различных сферах на региональном уровне.

Необходимо отметить, что инвестиционный климат в области строительства зависит от действий органов власти субъектов Российской Федерации в не меньшей мере, чем от федеральных органов власти в силу того, что действующее законодательство наделяет регионы широкими полномочиями в сфере градостроительной деятельности.

В этой связи независимая оценка работы органов власти субъектов РФ имеет большое значение для нас с точки зрения контроля за исполнением субъектами полномочий в сфере строительства и для реализации задач по совершенствованию правоприменительной практики.

Минстрой России во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 № 570-р также проводит мониторинг эффективности деятельности руководителей субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере строительства.

Однако, качество мониторинга, основанного на сборе информации от органов власти субъектов, уступает качеству исследования, проводимого Агентством стратегических инициатив, в части его объективности.

Кроме того, в силу недостатков методологии мониторинга, утвержденной распоряжением № 570-р, существуют сложности проведения органами власти субъектов оценки отдельных показателей (например, предельного срока прохождения процедур для получения разрешения на строительство).

Так, по результатам мониторинга эффективности деятельности руководителей федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сфере строительства за 2013 год, проведенном Минстроем России, выявлены существенные различия в средних значениях показателей по регионам.

Количество административных процедур, необходимых для получения разрешения на строительство варьируется от 4 до 45 процедур, а срок прохождения процедур от 105 до 643 дней.

Результаты мониторинга, проведенного Агентством стратегических инициатив при составлении Национального рейтинга инвестиционного климата по оценке среднего количества процедур и среднего времени получения разрешения на строительство выглядят иначе: количество процедур – от 4,58 до 13,89(среднее кол-во по региону), время их прохождения – от 41 до 541 дня.

Мы понимаем, что методология нашего мониторинга должна быть усовершенствована.

Кроме того, инвестиционный климат должны оценивать инвесторы, а не регулирующие органы.

С учетом того, что Минстрой России обладает иными возможностями для контроля и анализа деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по исполнению полномочий в градостроительной деятельности, мы планируем пересмотреть систему мониторинга, утверждённую распоряжением 570-р и, возможно, придем к единственной системе вместо двух.

Это позволит с одной стороны, освободить наших коллег в регионах от излишней отчетности, отвлекающей их от исполнения основных обязанностей, а с другой стороны повысит значимость мониторинга, проводимого в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ.

При этом, целевые показатели эффективности деятельности органов власти субъектов по повышению инвестиционной привлекательности сферы строительства могут быть привязаны к региональным инвестиционным стандартам, разрабатываемым АСИ.

Нужно сказать, что мы участвуем в обсуждении методологии оценки инвестиционного климата в регионах, разрабатываемой Агентством стратегических инициатив, в части, касающейся нашей сферы деятельности.

Сегодня я также хотела бы сказать о том, какую работу проводит Министерство строительства и ЖКХ для улучшения инвестиционного климата в сфере строительства и снижения административных барьеров.

На прошедшем 2 октября инвестиционном форуме, проведенном ВТБ Капитал, Президент В.В. Путин отметил, что в настоящее время органами государственной власти ведется масштабная работа по изменению законодательства Российской Федерации в целях улучшения делового климата. «Порядка 30 законопроектов, а общее их количество около 100 находятся в настоявшее время в работе ведомств-исполнителей».

Работа по совершенствованию правовой базы ведется совместно с бизнес-сообществом.

Говоря о конкретных мерах по снижению административных барьеров в строительстве, прежде всего следует сказать о Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403, которым был утвержден исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства.

Данный перечень позволит исключить практику установления дополнительных процедур, не предусмотренных федеральным законодательством.

     Перечень содержит 134 процедуры. Применение всех процедур перечня не является обязательным при реализации отдельного проекта жилищного строительства. В отношении каждого проекта будет применяться определенный набор процедур.

     7 ноября текущего года на официальном сайте Минстроя России в сети «Интернет» будет размещен реестр описания процедур в сфере жилищного строительства.

     Указанный реестр позволит в дальнейшем проводить работу по унификации порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минстроем России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработан проект плана подготовки проектов федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, включенных в Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.

     Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении указанного плана согласован Минэкономразвития России, проведено согласительное совещание с Минтрансом России, на котором постигнуты договоренности по согласованию проекта плана. В ближайшее время аналогичные совещания будут проведены с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в ноябре проект плана будет внесен в Правительство Российской Федерации.

     Реализация плана позволит упростить и усовершенствовать административные процедуры, установленные федеральным законами и иными нормативными правовыми актами и осуществляемые всеми органами власти, местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительной деятельности.

В результате реализации плана перечень будет сокращен более чем на 30 процедур в сфере жилищного строительства.

     К сожалению, реализация плана потребует времени, поскольку внесение изменений в законодательство — это длительный и трудоемкий процесс. Надеемся, что к концу первого полугодия 2015 года мы увидим первые результаты этой работы.

Вместе с тем, до конца этого года мы планируем завершить ряд мероприятий «дорожной карты» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».

У нас тоже есть целевые показатели эффективности нашей работы и мотивация к их достижению.

Так, мы должны завершить разработку и внести в правительство ряд проектов нормативных правовых актов, которые повлияют на сокращение сроков реализации строительных проектов и улучшение качества строительных работ.

Среди них проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительной кодекс Российской Федерации", подготовленный Минстроем России, направленный на установление отдельных видов подготовительных работ, которые могут выполняться до получения разрешения на строительство.

Согласно законопроекту до получения разрешения на строительство при наличии градостроительного плана земельного участка или в случае строительства линейного объекта проекта планировки территории и проекта межевания территории, на котором предполагается строительство или реконструкция объекта капитального строительства, по решению застройщика могут выполняться подготовительные строительные работы.

Законопроект согласован с Минэкономразвития России, Минприроды России и Агентством стратегических инициатив и сейчас законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

В целях сокращения административных барьеров при создании проектной документации на объекты капитального строительства разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87». Изменения касаются оптимизации требований к составу и содержанию проектной документации объектов капитального строительства, направленной на сокращение средних сроков проектирования.

В целях повышения качества подготавливаемых заключений экспертизы проектной документации (в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 июня 2014 г. № ДК-П9-119пр) разработан ряд проектов нормативных правовых актов, которые направлены на:

- повышение требований, предъявляемых к аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

- повышение требований, предъявляемых к аккредитации экспертных организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

- повышение информационной открытости о деятельности экспертных организаций и их результатов;

- повышение ответственности аккредитованных экспертных организаций и аттестованных экспертов на право проведения (подготовки заключений) негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий за результаты деятельности.

Законопроект, предусматривающий соответствующие изменения в Градостроительный кодекс прошел процедуру общественного обсуждения и 24 октября направлен в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия.

Также в рамках реализации пункта 15 «дорожной карты» Минстроем России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федеральной государственной информационной системы – Государственного Фонда материалов и данных инженерных изысканий Российской Федерации», нацеленный на повышение качества и снижение стоимости инженерных изысканий.

Для реализации поставленных задач в Минстрое России создана рабочая группа по сокращению административных барьеров в строительстве, на заседаниях которой рассматривались вопросы совершенствования регулирования в сфере проведения экологической экспертизы и экспертизы проектной документации.

По результатам проведенного анализа Минстроем России совместно с экспертами подготовлены и направлены в Правительство РФ соответствующие предложения, реализация которых позволит устранить административные барьеры, связанные с оценкой соответствия проектной документации установленным обязательным требованиям, существенно сократить сроки и стоимость создания объектов капитального строительства.

В завершение я хотела бы еще раз обратить внимание коллег из регионов на то, что мы можем переломить ситуацию в сфере избыточности административных барьеров в строительстве только совместными усилиями.

Мы надеемся, что объективный взгляд бизнес-сообщества на работу региональных органов власти, отраженный в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации будет нам в этом содействовать.