Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарен, всем кто принимает участие в нашей сегодняшней сессии в рамках Петербургского международного экономического форума. Особые словам признательности нашим японским коллегам. 

Мы неделю назад в рамках заседания российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды подписали четыре соглашения о сотрудничестве и сейчас прорабатывается возможность развития технологий и реализации новых масштабных проектов. Конечно, мы заинтересованы и в технологиях, и во внешних инвестициях.

Дело в том, что сегодня , действительно, ситуация меняется, и те изменения в законодательстве, которые произошли за последние полтора года позволяют говорить о том, что база для прихода инвесторов подготовлена. Знаете, интересный факт то, что одна зарубежная компания, которая пришла к нам на переговоры, отметила, что сегодня законодательство Российской Федерации в части договоров концессий либеральнее, чем во многих западных странах и благоприятнее для инвесторов.

Хочу остановится на определенной конкретике. Мы сформировали законодательную базу, сейчас ее лишь «дошлифовываем» с депутатами парламента и с бизнесом.

Сегодня уже говорилось, что если говорить про систему водоснабжения и водоотведения, то с крупным городами в части привлечения инвесторов на основе концессионных соглашений проблем нет. Мы даже видим, что во многих крупных городах, областных центрах развернулась реальная конкурентная борьба, и это хорошо, но, что касается малых городов, то здесь, безусловно нужна поддержка. Хочу сообщить, что сегодня мы готовим определенные изменения в нормативно-правовую базу, у нас есть определенные средства в Фонде содействия реформированию ЖКХ, и мы будем оказывать содействие и по субсидированию процентной ставки для тех инвесторов, которые приходят в малые города численностью до 250 тыс. жителей. И, возможно, непосредственно будем помогать самими инвестициями, потому что те объекты, которые передаются в концессию, в любом случае остаются в публичной собственности.

Несколько слов о долгосрочном тарифном регулировании. Было много дискуссий относительно даты вступления, но закон принят, и он регламентирует переход всех регионов Российской Федерации к 2016 году на долгосрочные тарифные решения. Было сомнения относительно того, смогут ли перейти субъекты, мы на сегодня оцениваем ситуацию, что смогут. Процесс уже начался, последние статистические данные хочу вам озвучить, в 2015 году долгосрочными являются уже 19% тарифных решений в сфере теплоснабжения, 10% водоснабжения и 13% водоотведения. Будем надеяться, что дальше будет также динамично развиваться ситуация с долгосрочными тарифными решениями.

Что касается договоров концессий, на сегодня у нас уже заключено 428 концессионных соглашений и, мне кажется, для старта это неплохо. Но, как я уже говорил, мы планируем кое-какие изменения в законодательную базу. Сегодня мы подготовили проект, который еще больше будет защищать инвесторов в этой сфере. Согласно этому документу, при заключении договора концессии появляется третья сторона – субъект Российской Федерации. Это, безусловно, важно, это просили многие регионы, в первую очередь. Мы прекрасно понимаем, что у муниципалитетов нет достаточно мощных юридических кадров и здесь, действительно, без участия субъектов Российской Федерации им сложно. Конечно, мы понимаем, что в большинстве случаев субъект факультативно участвует, но мы считаем, что лучше это узаконить, чтобы третья подпись в договоре концессии стояла со стороны субъекта Российской Федерации, а не только муниципального образования.

Далее очень важный момент – внесение изменений также в принципы концессионных соглашений. У концессионера появляется возможность регистрировать право собственности на объекты уже после заключения концессионного соглашения. Мы знаем с вами, какое хозяйство досталось нашим регионам, нашим муниципалитетам. К сожалению, не все это хозяйство оформлено должным образом. И здесь многие концессионеры, и муниципальные руководители столкнулись с тем, что недооформленная масса не может быть передана к концессию. На то, чтобы дооформить нет возможности у муниципалитетов, в первую очередь, финансовых, поэтому принято такое решение, пока виде законопроекта, но будем надеяться, что нас депутаты поддержат, потому что мы вместе с ними работаем на этими поправками, и я думаю, это очень важно, чтобы инвестор-концессионер мог взять определенную массу активов и дальше уже в процессе их дооформить. Это, я думаю, решит проблему в очень многих муниципалитетах.

Далее очень важный момент, появляется возможность отдать в концессию предприятие с наличием задолженности, потому что в это тоже очень часто упираются. Собственно в концессию и передают для того, чтобы задолженности не было. Помимо того, что качество услуг совершенно иное, как правило, мы знаем, что в МУПах особенно в крупных городах неэффективный менеджмент, это признают практически все, поэтому тем самым мы можем увеличить объем неэффективных убыточных унитарных предприятий, которые будут переданы концессионеру.

И естественно мы подчищаем саму процедуру заключения концессионного соглашения. Стараемся сделать ее максимально открытой и максимально публичной. На эти решения нас натолкнули события последнего полугодия, когда проводились конкурсы, были спорные моменты, в которых было очень трудно определить истину, это было достаточно проблематично, потом возникали споры, мы постарались в новом законопроекте это также учесть.

Вы еще знаете, что принят целый пакет мер по ужесточению платежной дисциплины, и я думаю, что это тоже изменит ситуацию в положительную сторону, я еще раз хочу поблагодарить всех за участие в нашей панельной сессии, поблагодарить действующих инвесторов и пригласить потенциальных инвесторов приходить в нашу отрасль, которая действительно сегодня становится очень привлекательной и, пожалуй, это последняя отрасль, которая еще открыта для инвестиций, в которой еще частных инвестиций недостаточно.