Заказчиками мастер-планов сегодня выступают как отдельные регионы, так и иные участники сферы территориального планирования: в рамках работы по созданию агломераций, туристической инфраструктуры и комплексному развитию территорий мастер-планы предшествуют подготовке градостроительной документации и представляют собой совокупность документов стратегического планирования и градостроительного зонирования.
Однако в России понятие «мастер- план» до сих пор законодательно не закреплено: требования к составу, содержанию и порядку его утверждения не определены. За счет бюджетных средств создаются мастер-планы, которые не находят место в системе документов стратегического и территориального планирования, и при их реализации возникают определенные затруднения.
Сегодня для легитимизации мастер-планов Минстроем России готовится ряд изменений в законодательстве РФ. В частности, планируется разработка и утверждение Стандарта мастер-плана, который отразит все практики, выполняемые в стране по подготовке таких документов.
В рамках поручения Президента России по реновации городов Дальнего Востока утверждены методические рекомендации по разработке (корректировке) планов развития муниципальных образований (мастер-планов). В перечень вошли 25 городов. Первые результаты мы увидим осенью на Восточном экономическом форуме.
Свое техническое задание на мастер-планы туристических территорий утвердили и АО «Корпорация Туризм.рф», где акцент сделан на оценку туристического потока и инвестиционную оценку проектов. Более 10 мастер-планов разрабатываются на территории Большого Алтая и Камчатки.
Но перед закреплением в законодательстве необходимо определить суть мастер-плана и какие документы он может собой заменить, а также провести предварительную оценку возможного негативного воздействия. Если мастер-план окажется искусственно созданным, избыточным понятием, это лишь усложнит работу регионам.
Целесообразно понимать под мастер-планами документы стратегического пространственного развития заселенных территорий с выраженной градостроительной компонентой. Они объединяют в себе элементы генплана, муниципальных стратегий и проектов развития территорий, носят долгосрочный характер, фокусируются на ограниченном числе целей и задач и разрабатываются публичной властью, но при активном участии различных групп интересантов: экспертов, представителей бизнеса и горожан.
Мастер-план может носить комплексный или отраслевой характер и учитывать морфологию и типологию различных сред, зон и типов застройки. Он предлагает функциональное зонирование, эскизные планировочные решения, обосновывает предпочтительный вариант развития территории и определяет инвестиционную модель — источники финансирования реализации. Каждый мастер-план индивидуален.
Вместе с тем в качестве отправной точки реализации мастер-плана служит существующее положение территории. Он ориентирован на контекст, а не на работу в «целинных» условиях, как генплан. Поэтому законодательное принятие требований к составу и содержанию мастер-плана обеспечит в том числе единообразие критериев его оценки. Это поможет подготовить типовые требования для разработчиков мастер-планов, что также предполагается реализовать в рамках работы Минстроя России по нормативно-правовому регулированию.