Приток инвестиций в ЖКХ увеличился в десять раз (Интервью Михаила Меня «Коммерсантъ FM»)

10.10.2016
Приток инвестиций в ЖКХ увеличился в десять раз (Интервью Михаила Меня «Коммерсантъ FM»)

Минстрой обещает новые меры по дальнейшему развитию ипотеки, а также стремится навести порядок в ЖКХ. Об этом глава ведомства Михаил Мень заявил в эксклюзивном интервью «Коммерсантъ FM». Министр также считает, что благодаря новым законам уровень коррупции в жилищно-коммунальной сфере неизбежно сократится. В рамках Международного инвестиционного форума в Сочи Михаил Мень побеседовал с политическим обозревателем Дмитрием Дризе.

— Как чувствует себя сейчас строительная отрасль, какие проблемы у вас в целом?

—Хорошая есть цифра, что ипотека выросла за эти восемь месяцев на 40% — это очень серьезный рывок.

— А жилья-то хватает под такое?

— Все-таки напомню, что в прошлом году было 85 млн квадратных метров построено, это достаточно неплохо помимо того, что это рекордные цифры.

— Прямо рекорд?

— Да, это конкретный рекорд, но, конечно, задача, которую мы ставим перед собой, — 100 млн. Мы говорили об этом на ряде совещаний, что нам нужно двигаться в сторону 100 млн квадратных метров жилья к 2020 году.

— Я так понимаю, что со следующего года перестает действовать государственная программа поддержки ипотеки, что будет вместо нее, как будут стимулировать граждан, чтобы они покупали жилье?

— Действительно, программа субсидирования ипотечной ставки закончится в декабре этого года, но будет ли она продлена и в каком виде — решение будет принимать председатель правительства. Но одно очевидно: в таком виде, в котором она сегодня существует, она не имеет смысла, потому что, напомню, она формировалась тогда, когда ключевая ставка Центробанка была 17,5%, и получается так, что в тот момент была разница между рыночной отечественной ставкой и субсидированной от 5 до 7% — это действительно серьезная была помощь. Сегодня уже разрыв 1-1,5%, это уже большой роли не играет, поэтому нужно думать о каких-то других мерах. И мы сегодня это в правительстве обсуждаем.

— Какие?

— Разные варианты предлагаются. Возможные варианты специальных ипотечных программ для отдельных категорий населения, отдельные ипотечные программы прямо для определенных программ, таких как «Жилье для российской семьи» и так далее, снижение процентной ставки не до 12%, а ниже.

— Ниже насколько?

— Предложения были и до 10%.

— Это, согласитесь, тоже очень и очень много.

— Но если говорить о том, что сегодня до 12% субсидируется, если бы нам удалось выйти на 10% — это было бы очень неплохо, но пока такого решения нет, это все теоретические рассуждения.

— Что ЖКХ, как у нас проблемы здесь решаются, много говорили о том, что надо модернизировать отрасль, идут ли туда инвестиции какие-то?

— У нас увеличился приток инвестиций в 10 раз за 2015 год относительно 2014 года, и в этом году мы тоже наблюдаем очень серьезный интерес, мы видим, что в крупных городах идет реальная конкуренция между различными компаниями, крупными, известными компаниями, которые хотят управлять ресурсами, а это позитивный тренд. Помимо этого, мы внесли изменения в законодательство, зафиксировали предпринимательскую прибыль, что тоже важно. Пример вам такой: недавно к нам приезжало руководство компании Veolia, знаменитой компании французской, которая управляет многими водоканалами и в Париже, и в Ницце, по-моему, во многих регионах Франции. Они говорят, что сегодня российское законодательство наиболее либеральное, чем любое другое европейское.

— Неужели французы инвестируют в наше ЖКХ?

— Они сегодня присматриваются, но их дочерняя компания уже работает, например, в Крыму, управляет вывозом твердых бытовых отходов.

— Вы говорили о борьбе с махинациями в ЖКХ. Как здесь обстоят дела? Сектор по-прежнему непрозрачный, мы знаем, всех беспокоит.

— Здесь же тема в основном связана с управляющими компаниями.

— Да, самая главная проблема — это отношения с управляющими компаниями, когда и тарифы завышаются, и так далее. Что здесь?

— Первый этап завершен. И сегодня лицензирование заработало в полной мере, и оно постепенно начинает приносить свои плоды. Во всяком случае, мы видим по обращениям граждан, которые приходят в министерство, что управляющие компании стали более внимательны к потребителям, потому что уже само по себе понимание того, что есть возможность лишиться лицензии, подталкивает.…

— А кого-нибудь лишали лицензии?

— Достаточно большое количество. Во-первых, порядка 10% отсеялось сразу. Они не прошли критерии. Потом очень много на экзаменах завалилось, мы же проводим специальное тестирование руководителей. Собственно говоря, это дает результат.

— Проваливаются?

— Не знают законодательства элементарно, законодательства, в котором собираются работать. Вы знаете, у нас вообще-то многоквартирный дом сегодняшний, современный — это сложная инженерная система, если у нас для управления мотороллером нужны права, а многоквартирным домом — тем более, нужно определенные знания иметь. Так что первый этап завершен, сейчас мы смотрим, как это будет реализовываться, и потом уже в случае, если всплывут какие-то подводные камни, которые мы не увидели, мы будем шлифовать законодательство, но это действительно мера серьезная. А второе важное и самое, пожалуй, главное в контроле над управляющими компаниями — это то, что все-таки сами граждане потихоньку, постепенно, но становятся активными, потому что лучшего контролера, чем гражданин, нет.

И третье важное — то, что сегодня мы вместе с нашими коллегами из Минкомсвязи работаем над большой государственной информационной системой ГИС ЖКХ, которая позволит каждому гражданину заходить в эту систему, находить свой дом, находить свою управляющую компанию. Не будет уже никаких попыток двойные платежки сделать и так далее, все будет видно и прозрачно. Работа огромная, тяжелая, и сегодня нужно будет собрать все базы данных со всей страны, и, в общем, такую огромную базу никто еще никогда не делал, но я думаю, что нам вместе с коллегами из Минкомсвязи удастся справиться, и для людей это будет реальное абсолютно подспорье.

— Но тарифы снизятся рано или поздно, каков ваш прогноз?

— У нас есть ограничение совокупного платежа, потому что людей в конечном итоге все-таки интересует не конкретный тариф на тот или иной ресурс, а вот эта строчка «итого». И поэтому мы сейчас ограничили совокупный платеж на уровне 4%, как раз сейчас это сопоставимо с инфляцией, и уже внутри этого платежа субъекты Российской Федерации и даже уровень муниципалитета может делать внутри субъекта и муниципалитета разные тарифы для различных ресурсов. Это сложная большая работа, но они не могут выходить за общий совокупный платеж, установленный для того или иного субъекта Российской Федерации. И здесь очень важно привязаться к инфляции, и сегодня именно так и происходит.


Фото: Александр Миридонов