Животные на дорогах: как предотвращают ДТП с дикими "пешеходами"

20.02.2020
Животные на дорогах: как предотвращают ДТП с дикими "пешеходами"
Эксперты уверены, что ежегодно на дорогах погибают десятки тысяч диких животных

Масштабная дорожная стройка, развернутая в рамках нацпроектов по всей стране, призвана решить одну из главных для России задач — улучшить транспортную доступность регионов. В то же время активное расширение дорожной сети создает серьезную проблему: зачастую трассы проходят через места обитания диких животных и становятся преградой на пути их миграции. Пытаясь пересечь дорогу, животные провоцируют аварии, которые нередко оказываются смертельными не только для них самих, но и для людей. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, разбирался, как современные технологии дорожного строительства помогают предотвратить подобные аварии.

Для автомобилистов наиболее опасна встреча с дикими животными на скоростных междугородних трассах или в сельской местности. Столкновение с крупными животными — лосями или кабанами — может оказаться смертельным для водителей и пассажиров. А для мотоциклиста опасностью является даже небольшой обитатель леса. Кроме того, потеря управления после столкновения или неудачные попытки объезда, как правило, приводят к тому, что автомобиль оказывается в кювете.

Большинство водителей после столкновения без серьезных последствий просто уезжают, поэтому полной статистики ДТП с дикими животными в России нет. По оценкам экспертов, ежегодно счет идет на десятки тысяч случаев, но регистрируют лишь около 500 серьезных ДТП с крупными животными.

В России до недавнего времени фактически единственным способом предупреждения аварий с участием диких животных было информирование водителей об опасности с помощью дорожных знаков. Однако подобное предупреждение не всегда означает, что дикие животные могут появиться именно или только на этом участке. У такого способа есть и еще один существенный недостаток — водители не всегда обращают внимание на знаки или даже их игнорируют.

О необходимости изменения подхода к решению этой проблемы заговорили несколько лет назад, после того как осенью 2015 года под колесами автомобиля на трассе Раздольное — Хасан в Приморском крае погиб знаменитый дальневосточный леопард Меамур (имя ему дал российский певец и лидер группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко). В 2016 году машина сбила самку дальневосточного леопарда, которая чудом выжила. Для популяции самой редкой крупной кошки в мире гибель даже одной особи — большая потеря, говорит директор парка "Земля леопарда" Виктор Бардюк.

Чтобы в Приморском крае леопарды могли безопасно передвигаться в своей привычной зоне обитания, автодорогу решили спрятать. В створе Нарвинского перевала на трассе А-189 построили тоннель длиной более 560 м. По словам Бардюка, место для строительства было выбрано не случайно. "Из-за особенностей местного рельефа здесь образовались пути миграции, которые часто использовали как крупные кошки, так и остальные обитатели этих лесов. Для них это историческая тропа, переход по которой привычка, сформировавшаяся за сотни лет", — пояснил он.

Движение по тоннелю запустили в марте 2016 года, а старая дорога через перевал была закрыта для машин. В результате передвижение животных по этой местности снова стало безопасным. Установленные в районе перевала фотоловушки зафиксировали, что историческими тропами пользуется множество животных. В объективы камер попадали копытные, а также крупные хищники — медведи. "Мы вернули то, что отняли у природы", — говорит Бардюк. Но самое важное, добавляет он, — благодаря тоннелю были восстановлены нарушенные автодорогой пути миграции дальневосточных леопардов.

Со временем в России появились и другие примеры. Участок федеральной трассы М-3 "Украина" в Калужской области расположен непосредственно на пути миграции лосей. Чтобы избавить животных от необходимости пересекать трассу, решили построить уникальный объект — экодук, опыта проектирования и строительства которых в России еще не было.

Открытие реконструированного участка трассы М-3, а вместе с ним и первого в стране экодука состоялось в сентябре 2016 года. Экодук представляет собой специальный мост над проезжей частью, засыпанный растительным грунтом, с высаженными деревьями и кустарниками, которые соответствуют местному ландшафту. На самом экодуке и на подходах к нему установлены шумозащитные экраны высотой несколько метров.

Основным преимуществом таких мостов для животных по сравнению с тоннелями является наличие открытого пространства и естественного ландшафта, схожего с прилегающей территорией, объясняют специалисты госкомпании "Автодор", которая управляет этой трассой. "Уже через два года территория экодука представляла собой заросший травой и молодыми деревьями участок", — отмечают в "Автодоре".

После этого аварий с участием диких животных на участке вблизи нового строения не происходило. По мнению дорожников, это связано также с наличием защитного ограждения, предотвращающего выход животных в "несанкционированных" местах и направляющего их в сторону экодука.

В ближайшие годы у экодука в Калужской области появятся двойники по всей стране. Только на Центральной кольцевой автомобильной дороге, которая пройдет по территории Москвы и Московской области, предусмотрено строительство 14 экодуков мостового и тоннельного типов. Уже спроектирован экодук на 184-м километре трассы М-1 "Беларусь" в Смоленской области. Также идет проектирование экодука на 376-м километре (Смоленская область) трассы М-1.

На будущей магистрали М-12, которая соединит Москву и Казань, экологические вопросы также прорабатываются, уверяют в "Автодоре". "В настоящее время идет сбор исходных данных для проектирования М-12, в том числе и экодуков, собирается информация о краснокнижных видах животных, расположении путей их миграции", — отмечают в госкомпании. Сколько всего потребуется переходов для животных, станет ясно после проведения мониторинга, но, по предварительным данным, только во Владимирской области необходимо пять экодуков и зверопроходов.

На основе полученного дорожниками опыта "Автодор" подготовил проект национального стандарта (ГОСТа), который устанавливает требования к размещению и обустройству экодуков. Кроме того, в декабре 2019 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило свод правил по строительству биопереходов. "Свод включает в себя передовые технологии в проектировании биопереходов и отвечает требованиям по актуализации и гармонизации с имеющимися строительными нормативами в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда", — отмечал глава министерства Владимир Якушев.

Одно из основных требований к биопереходам — воссоздание привычной для зверей среды обитания. Биопереход должен быть хорошо просматриваемым, при этом на подходах к нему и с боковых сторон самого перехода должны быть высажены деревья и плотные кустарники, а на земле — трава. В качестве убежищ для грызунов, насекомоядных и рептилий на переходах размещаются валуны или галька. Также животные должны быть защищены от света фар и шума автомобилей с помощью специальных конструкций или земляных валов и плотных кустарников.

Кроме того, для разных ситуаций и животных требуются разные виды биопроходов. Мостовой переход, например, нужен для того, чтобы мигрирующие животные могли безопасно переходить автомобильные и железные дороги. Его минимальная ширина — 40 - 50 м.

Тоннели, в свою очередь, различаются в зависимости от размера животных, для которых они предназначены. Ширина прохода для крупных (олень, медведь, косуля, кабан, волк) и средних (рысь, лисица, куница) зверей должна быть не менее 12 метров, а высота не менее пяти метров. Для небольших животных (заяц, барсук, хорек, выдра, бобр) рекомендуется строить тоннели шириной не менее шести метров и высотой не менее трех метров.

Для белок, куниц, ласок и других животных-верхолазов между разделенными дорогой частями лесного массива лучше обустраивать навесной переход. Он представляет собой расположенную над проезжей частью канатную конструкцию, опоры которой находятся между дорогой и лесом. Есть и "многофункциональные" тоннели, по которым может проходить человек.

ГОСТ вступит в силу уже летом текущего года. Минстрой ожидает, что нововведения повысят уровень безопасности на транспортных объектах, расположенных в зоне миграции животных, на 10%, а также уменьшат число аварий на дорогах и помогут сохранить разнообразие видов дикой природы.


ТАСС