М.Мень: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Президентом страны перед Правительством Российской Федерации и региональными властями поставлена задача о ликвидации до сентября 2017 года аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2012 года. На сегодняшний день нам необходимо расселить 11 млн 370 тыс. кв. м аварийного жилья, 10 млн 260 тыс. кв. м из которых будет расселено с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, оставшиеся 1 млн 110 тыс. кв. м – за счёт региональных источников, включая средства инвесторов. И в результате новое жильё получат порядка 780 тыс. человек.

Доклад Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаила Меня на заседании Правительства

Необходимо отметить, что за пять прошедших лет были переселены 336 тыс. человек из почти 5 млн кв. м домов, то есть в 2 раза меньше того, что нам предстоит расселить за оставшиеся три с половиной года, а с учётом финансовых ограничений реализация этой задачи требует кратного повышения эффективности работы как федерального центра, так и региональных властей.

Проанализировав текущее выполнение поставленной задачи, мы видим значительное расхождение в достигнутых регионами результатах. Так, практически полностью завершена реализация программ 2011–2012 годов, расселено 700 тыс. кв. м аварийного жилья, и новые квартиры получили 47 290 человек. Однако здесь наблюдаются проблемы у девяти регионов, это Республика Бурятия, Дагестан, Пермский край, Хабаровский край, Мурманская, Новгородская, Свердловская, Челябинская, Ульяновская области, из-за которых оставшиеся почти 70 тыс. кв. м жилья будут расселены только в текущем году.

Также выявлены неудовлетворительные темпы реализации планов 2013 года. В декабре, спустя месяц после создания министерства, выяснилось, что их исполнение составило всего лишь 4%, а на аварийное жильё, расселение которого не софинансируется из фонда ЖКХ, вообще никто не обращал особого внимания. Взяв этот вопрос под жёсткий контроль, мы раз в неделю сегодня в различных форматах проводим совещания с регионами, нам удалось уже к февралю довести реализацию плана 2013 года до 51,4% по выполнению.

По данным Фонда ЖКХ в текущем году мы завершим расселение 2,87 млн кв. м аварийного жилья, в том числе, как я уже докладывал выше, 70 тыс. – это программа 2011–2012 годов, 2 млн 350 тыс. кв. м – по программам 2013–2014 годов, 450 тыс. – по программам, реализуемым без привлечения Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Основными причинами проседания регионов помимо слабого контроля стали в том числе и новые условия софинансирования, а также приостановка финансирования в отношении 37 регионов в связи с нарушением ими порядка и сроков реализации программ 2011 года.

Необходимо отметить, что есть очевидные трудности с финансовым обеспечением выполнения софинансирования поставленных задач у некоторых регионов. Так, по нашим данным, в 32 субъектах недостаточно средств. Общий дефицит на 2014 год составляет 11,43 млрд рублей. Три субъекта – Карелия, Хакасия и Вологодская область – не в состоянии справиться сами с этой проблемой. Для них, безусловно, требуются отдельные решения в виде дополнительных дотаций либо бюджетного кредита. Соответствующие документы в Минфин представлены, и сегодня идёт их проработка.

Нельзя не отметить Архангельскую область, которая нашла дополнительные источники за счёт реализации программы приватизации государственного имущества. Остальные регионы, на наш взгляд, должны определить расселение аварийного жилья в качестве одного из приоритетов и обеспечить необходимый объём софинансирования мероприятий, в том числе за счёт частных инвестиций.

Земельные участки под расселёнными домами часто обладают достаточной ликвидностью, и средства от их продажи должны поступать на финансирование соответствующих программ расселения. Также необходимо активнее использовать механизмы развития застроенных территорий, предусмотренные Градостроительным кодексом, как это делается, например, в Белгородской области. Важно, что даже с учётом сложившейся непростой ситуации в запланированных и реализованных программах расселения серьёзное внимание уделяется повышению энергоэффективности. Так, по программам фонда ЖКХ уже построено 63 энергоэффективных дома, на этапе строительства сегодня ещё 19 домов. В разных округах страны такие дома существуют. В среднем это позволяет экономить платежи до 30%. Именно эти дома теперь являются реальными примерами применения самых современных технологий в России. В настоящее время мы совместно с Фондом ЖКХ прорабатываем возможные механизмы стимулирования строительства таких домов.

По результатам проведённого анализа хода реализации программ расселения Минстроем организован жёсткий контроль процесса расселения всего аварийного жилья, не только того расселения, которое софинансируется фондом. Фонд ЖКХ в опережающем порядке перечислил регионам 50,5 млрд рублей на программы 2013–2014 годов. С учётом этих средств в субъектах сегодня уже заключены контракты на строительство и закупку жилья для переселения в 2014 году более чем 2 млн кв. м., то есть необходимый задел на 2014 год сегодня создан.

Утверждены и доведены до регионов лимиты финансирования фондом ЖКХ программ до конца 2017 года. Для дальнейшего повышения эффективности работы мы считаем необходимым внедрить систему поощрения для регионов (это то, о чём Вы говорили, Дмитрий Анатольевич, во вступительном слове) – именно тех регионов, которые взяли на себя обязательства расселить до конца 2015 года аварийный жилищный фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года, оставив за ними при этом лимиты федеральных средств, предусмотренные на 2016–2017 годы, а также дополнительную премию за счёт неиспользованных остатков и доходов от временно свободных средств Фонда ЖКХ. Соответствующий законопроект у нас сегодня уже подготовлен министерством.

Также предлагается изменение процедуры предоставления регионам средств Фонда ЖКХ. На наш взгляд, необходимо перечислять средства не при предоставлении выписки из регионального бюджета о наличии средств, а опережающими темпами, при этом жёстче контролируя объём расселённого жилья по году, и в случае нарушения взятых обязательств запускать процедуру возврата выделенных средств. Это позволит увеличить темпы реализации региональных программ. С 2015 года – перейти на активное использование жилья некоммерческого и социального найма для переселения, используя для его строительства финансовые ресурсы, уже запланированные в рамках имеющихся программ переселения из аварийного жилья.

Мы считаем, что реализация данных мер позволит решить в 2017 году проблемы тех людей, кто живёт в домах, признанных аварийными до 2012 года. Но вместе с тем мы понимаем, что объём аварийного фонда с учётом старения домов массовой застройки 1960–1970-х годов будет увеличиваться. И нашей главной задачей на сегодняшний день является проработка и запуск механизма реновации жилищного фонда, который будет работать постоянно, и, с одной стороны, поможет собственникам обновить своё жильё, а с другой – сделать новый облик российских городов за счёт новых, современных микрорайонов. Спасибо. Доклад окончен.