«В этом году появится «двухстадийка»: после появления планов по строительству того или иного объекта предполагается разрабатывать обоснование инвестиций, или так называемый предпроект. Минстрою России поручено подготовить состав обоснования инвестиций, который должен быть достаточным для принятия решения о строительстве объекта, но не перегруженным. На данный момент мы полагаем, что в нем должна содержаться информация о мощности, размещении, укрупненной стоимости, основных технологических решениях», - пояснил Хамит Мавлияров.

По его словам, обоснование инвестиций будет проходить государственную экспертизу на предмет экономической эффективности проекта, и только после этих этапов будет приниматься решение о целесообразности строительства объекта. Следующая стадия предполагает разработку технического задания. «При этом минимальное содержание техзадания тоже будет узаконено. Состав будет четко определен и утвержден», - сказал замминистра, добавив, что после этих процедур можно будет переходить к разработке проектной документации и прохождению экспертизы.

Обоснование инвестиций и оценка экономической эффективности необходимы в том числе для создания реестра экономически эффективных проектов. «Раньше мотивации на грамотное, эффективное проектирование не было, поэтому появлялись излишние технические и технологические решения, мы видели различные перекосы. Теперь экономически эффективное проектирование станет обязательным», - отметил Хамит Мавлияров.

По его словам, работа по созданию реестра экономически эффективных проектов в дальнейшем будет основываться на принципе учета укрупненных показателей стоимости (НЦС), которые позволяют оценивать стоимость проектов, а также на принципе обязательности применения государственными и муниципальными заказчиками типовых проектов, информация о которых внесена в реестр.

«В случае отсутствия типовой проектной документации в реестре госзаказчики смогут принимать решение о разработке индивидуального проекта, но при этом они обязаны будут предусматривать в техзадании на проектирование требования, отвечающие критериям отбора проектной документации с целью последующего ее включения в реестр типовых проектов», - сказал он. Для этого будут выработаны критерии отнесения проектов к экономически эффективным, которыми смогут руководствоваться регионы и профильные ведомства.

Что касается развития системы сметного нормирования и ценообразования, то, по мнению замминистра, оно невозможно без развития системы технического регулирования. Поэтому Минстрой России ведет работу по актуализации сводов правил и совершенствованию нормативной базы в этой сфере, и параллельно реализует мероприятия по развитию системы ценообразования.

По его словам, уже в ближайшее время будет проведена инвентаризация и актуализация элементных сметных норм. Кроме того, одним из главных направлений является создание методик разработки и применения сметных норм. Наконец, важный шаг – организация мониторинг стоимости строительных ресурсов, где первоочередной задачей является определение источников информации о стоимости.

«Только в совокупности все эти направления – внедрение стадии обоснования инвестиций, экономически эффективное проектирование, развитие системы технического регулирования и развитие системы сметного нормирования – позволят нам добиться оптимизации затрат без снижения качества и при сохранении необходимого уровня безопасности строительства», - резюмировал Хамит Мавлияров.

В мероприятии также приняли участие губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, президент Национального объединения строителей Николай Кутьин, вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров, президент ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» Леонид Казинец, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин, президент Союза архитекторов России Андрей Боков и др.