Как сообщил в рамках заседания замглавы Минстроя России Юрий Рейльян, проект стратегии прошел стадию профессионального обсуждения, утвердить его планируется до конца года и вынести на Государственный совет в первом квартале 2016 года.

По словам замминистра, проект стратегии подготовлен Минстроем России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, НИУ МГСУ, РААСН, НОСТРОЙ и НОПРИЗ, Российского союза строителей и общественных организаций.

«Цель стратегии – создание конкурентоспособной строительной отрасли, формирующей безопасную и комфортную среду жизни и деятельности человека, соответствующую высоким стандартам качества и эффективности. Основная задача – инновационное перевооружение строительной отрасли, формирование и синхронизация отраслевого инновационного цикла», - сказал Юрий Рейльян.

Реализация стратегии делится на три этапа. Первый этап (2016 - 2020 годы) включает разработку федеральной целевой программы, запуск механизмов модернизации промышленности строительных материалов, совершенствование технического регулирования, балансировку системы управления строительной отрасли в соответствии со стратегическими вызовами, формирование устойчивой федеральной инфраструктуры инноваций, в том числе развитие полномасштабного использования ресурсов и механизмов технологической платформы «Строительство», создание механизмов для масштабной реализации экспертных функций Российской академии архитектуры и строительных наук, создание государственного научного центра на базе НИЦ «Строительство», создание инновационного центра на базе НИУ МГСУ.

Замминистра уточнил, что для решения целей и задач стратегии предполагается формирование федеральной целевой программы «Развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года», предусматривающей развитие кадрового потенциала в строительной отрасли; формирование нормативной базы, гармонизированной с международными стандартами, стимулирование спроса на инновационную продукцию отрасли, развитие инновационной инфраструктуры и содействие созданию системы трансфера разработок в строительной отрасли.

Второй этап реализации стратегии (2021 – 2025 годы) предполагает широкое внедрение инноваций, интенсивное инновационное развитие отрасли в области индустриального домостроения, выход на плановое решение проблем с ресурсосбережением и энергетической эффективностью, формирование системы гибкого реагирования системы управления на запросы государства, бизнеса и населения, масштабирование современных инновационных производств, технологический прорыв в развитии российских стройматериалов и технологий, формирование сети региональных инновационных центров. Третий этап (2026 – 2030 годы) - переход к системному развитию строительной отрасли страны.

Юрий Рейльян назвал некоторые целевые показатели стратегии, согласно которым, в частности, планируется увеличение доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте РФ с 5,8% до 8%, увеличение производительности труда в 2 раза, увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг до 20% в 2030 году.

В свою очередь глава Минстроя России Михаил Мень обратил особое внимание членов Президиума Общественного совета на возвращение стадии обоснования инвестиций в бюджетное строительство. «Сейчас, формируя Федеральную адресную инвестиционную программу, мы знаем лишь примерную цену строительства включаемых в нее объектов. Но теперь принято революционное решение о возвращении стадии ТЭО, которая предполагает тщательную подготовку проекта, проведение предпроектных изысканий, определение стоимости проекта и его обслуживания, что очень важно, например, для субъекта РФ, который будет его содержать. Это очень важный момент в стратегии», - подчеркнул министр.

Проект стратегии составлен по блочному принципу и включает в себя анализ современного состояния и тенденций развития строительной отрасли, оценку конкурентоспособности российского строительного комплекса, а также цели, приоритеты и задачи, основные направления, сценарные варианты, целевые показатели, механизмы и ресурсы инновационного развития строительной отрасли, этапы, сроки и планы мероприятий по реализации стратегии на среднесрочный период.